Системные расстановки по методу Берта Хеллингера » Теоретическая основа

Метод Системные расстановки опирается на теорию систем и теорию информации

Некоторые системные законы:

  • система больше суммы элементов;
  • все элементы в системе взаимосвязаны и взаимообусловлены;
  • изменение одного элемента в системе, влечёт изменения во всей системе;
  •  система имеет границы, через которые она обменивается информацией с окружающей средой;
  •  в системе действуют две разнонаправленные силы – развитие и поддержание гомеостаза, откуда следует конфликт;
  • ради выживания, сохранения гомеостаза, система жертвует слабым звеном. В семейной системе это дети. В государстве – народ. Миром правит любовь, любовь отвергнутая трансформируется в негатив в виде симптомов. Задача – восстановить заблокированную любовь.

Теория информации

В каждой клетке нашего организма, есть информация обо всём организме в целом – замечания о концепции «всё во всём» и подобии можно встретить в очень многих местах. Так же и каждый человек в системе знает о ней, даже если это знание не было озвучено. Человеческая система обладает памятью. В разных направлениях можно встретить разные определения: филогенетическая память, коллективное бессознательное, семейные сценарии, морфическое поле. Берт Хеллингер называет это Большой душой. Получить доступ к этой информации можно через семейное родовое поле. В результате многолетней практики Хеллингер нашел ключ доступа к информации семейного родового бессознательного и создал технику работы с этой информацией.

Морфические поля

В своей книге «Новая наука жизни: гипотеза формообразующей причинности» (1981) биолог-теоретик Руперт Шелдрейк предложил теорию, объясняющую, как передаётся информация, как могут происходить изменения под влиянием раннее происходящих событий.

«Морфические поля являются частью вышестоящей, целостной модели природы. Они располагаются по принципу гнездовых иерархий. Так организована вся природа. Следовательно, уровень организации семьи включает морфическое поле семьи. А это поле существует в одном из больших морфических полей и одной из более широких моделей организации. Значит, понять отдельную личность в семейном поле можно только по отношению к этому большему целому». (1)

Память морфических полей

Гипотеза Шелдрейка состоит в следующем: то или иное происходящее поведение запечатлевается в неком «морфогенетическом (или формообразующем) поле». Это поле обладает своего рода кумулятивной памятью, хранящей все, что происходило с данным видом в прошлом. Представители каждого вида (речь идет не только о биологических организмах, но также о белковых молекулах, кристаллах и даже атомах) настроены на свое отдельное морфическое поле, которое простирается во времени и пространстве. Способ передачи информации именуется «морфическим резонансом». Как телевизор может принять любую из станций, на которые настроен, за счет резонанса (совпадения несущей частоты станции с собственной частотой входного контура телевизора), так и в природе Шелдрейк видит своеобразную настройку. Например, вещество кристаллизируется так, а не иначе, вовсе не потому, что какое–то морфическое поле управляет процессом кристаллизации (этот процесс задается физикой), а потому, что это поле указывает данному образцу вещества один из физически возможных путей, т.е. «настраивает» образец на данный путь. В области социальных полей память возникает через резонанс с прошлыми действиями поля.

«Все традиционные социальные группы практикуют ритуалы, в которых они сообщаются с предками, признают их и отдают им должное. Подобные ритуалы существуют во всех обществах, и обычно эти ритуалы имеют отношение к какому–то исходному акту, который придал социальной группе идентичность. Например, пасхальная трапеза у евреев относится к изначальному событию еврейской истории. С тех пор она практикуется и повторяется евреями во многих местах и во все времена. Своим участием в этом ритуале каждый его участник подтверждает свою идентичность как еврея и свою связь с теми, кто был до него. То же самое относится к святому причастию у христиан, относящемуся к последней вечере Иисуса с его апостолами, которая уже сама была пасхальной трапезой. Точно так же обед в день благодарения в Америке являет собой пример национального ритуала. Все ритуалы включают в себя использование определенных консервативных слов и фраз, определенных повторяющихся действий, трапезу с определенными блюдами, молитвы или призывы и т. д. Проделывая что–то точно так же, как это делалось ранее, люди принимают участие в ритуале и тем самым устанавливают связь со всеми, кто осуществлял это действие до них, вплоть до того момента, когда это произошло впервые. С точки зрения «морфического резонанса» в этом заключается очень большой смысл. Вы ритуальным образом выполняете действия, причем точно так же, как они выполнялись раньше, и через это сходство вы вступаете в резонанс со всеми, кто совершал эти действия до вас. Одним из самых эффективных ритуальных элементов при этом является использование голоса и песен». (1)

Этот вид памяти проявляется на всех уровнях природы, даже в кристаллах. Информация о произошедшем отправляется в некую базу данных, в данном случае Шелдрейк называет это морфическим полем, и имеет возможность оказывать влияние на происходящее позже. Известный факт спортивной жизни о том, что рекорды, долгое время казавшиеся недосягаемыми, после покорения в достаточно короткое время становились доступными многим. Открытие, сделанное одним, дублировалось в разных точках с небольшим интервалом во времени.

«Результаты тестов на интеллект со временем тоже должны улучшаться. Им легче справляться с тестами, если до них эти тесты уже прошло множество людей. Сначала это обнаружили в Японии, и когда эти результаты были опубликованы в США, многие были сильно обеспокоены. В «New York Times» появился такой заголовок: «Японцы опережают население США по интеллекту». Затем Джеймс Флинн, американский ученый, рассмотрел американские результаты тестов и обнаружил аналогичное улучшение в Америке. Тем временем выяснилось, что, то же самое происходит в Германии, Англии, Голландии и еще в двадцати странах. В Америке наблюдается заметное улучшение результатов теста IQ за период с 1918 по 1990 гг.». (1)

Феномен сотой обезьяны

В подтверждение некого общего информационного поля говорит известный феномен под названием «Эффект сотой обезьяны». Основой для этого мифа стали научные наблюдения за колониями обезьян в Японии. Наиболее известная версия этой истории написана Кеном Кейзом–младшим.

Японские ученые в течение тридцати лет изучали колонии обезьян на ряде отделенных друг от друга островов. Чтобы легче было наблюдать за поведением животных, исследователи регулярно раскладывали для них на берегу моря сладкий картофель, он был их любимым лакомством. Обезьяны брали этот картофель и ели его, отряхнув от земли и песка. Однажды полуторагодовалая обезьянка по кличке Имо попробовала перед едой помыть картофель в море. Имо поделилась своим открытием с другими. Со временем все больше и больше обезьянок мыли картофель перед едой. Вначале научились друг у друга малыши, малышам стали подражать их родители, а затем и взрослые стали учиться друг у друга. когда количество чистюль превысило сто, на соседних островах обезьяны начали мыть картофель, при этом острова не имели сообщения. Здесь мы видим подтверждение теории Шелдрейка – данный феномен может объяснить существование морфогенетического поля.

Целительные аспекты морфических полей

«Все морфические поля несут в себе воспоминание о целостности системы, образ целостности продолжает сохраняться даже тогда, когда система оказывается повреждена. В биологии этот феномен лежит в основе регенерации. Можно отрезать часть ветви ивы, и она будет развиваться в новое дерево. Можно разрезать на части ленточного червя, и каждая часть может вырасти в нового червя. Даже если отрезанный кусок имеет форму, никогда еще не существовавшую, в нём, тем не менее, содержится информация о целом. Эта регенеративная способность морфогенетических полей была основополагающей мыслью, из–за которой в биологии вообще была разработана идея морфических полей. Именно способность к регенерации обнаружила в полях эту скрытую целостность». (1)

Способность к гибридизации

«Ещё одним аспектом морфических полей является способность к гибридизации. Если скрестить друг с другом два разных вида растений или животных, то в первом поколении гибридизации обычно возникают организмы с половинными признаками обеих родительских форм. Проблемы возникают, если скрещивать виды животных, имеющих различные инстинкты. Исследование подобных биологических гибридизаций может дать нам знания о природе социальных полей, в частности, о гибридизированных полях, возникающих, например, после заключения брака». (1)

Шелдрейк отмечает связь между своими идеями и теорией Юнга: «Предлагаемые мною идеи очень близки теории Юнга о коллективном бессознательном. Главное отличие состоит в том, что теорию Юнга применяют главным образом в отношении человеческого опыта и человеческой коллективной памяти. А я предполагаю, что подобный принцип действует во всей Вселенной, а не только в человеческой психике». (2)

«Все мы черпаем из коллективной памяти, что похоже на идею К. Г. Юнга о коллективном бессознательном. И находится эта коллективная память не в нашем мозге, а скорее мы существуем внутри коллективной памяти. Но я предложу вам нечто еще более шокирующее, а именно постулат о том, что и наша собственная память находится не в нашем мозге. В коллективные памяти мы попадаем через резонанс с похожими людьми в прошлом. Я думаю, что через резонанс с аналогичными моделями собственных действий в прошлом мы попадаем и в нашу собственную память. Индивидуальная память и коллективная память – это не разные виды памяти, они различаются лишь степенью своей специфичности. Одна из них более специфична, другая менее». (1)

«Созидательная причинность» – это совершенно новый принцип связи причин со следствиями. Физика построена на идее взаимодейстия частиц посредством физических полей, Шелдрейк говорит о морфогенетическом поле Гурвича, имеющее отношение к биологии. Как и Лавлок, он считает, что земная природа как единое целое обладает памятью, так что любое новшество становится как бы общим достоянием. Он приводит несколько примеров своего утверждения.

Первый, химический: если вещество с данной формулой может давать несколько форм кристаллов, то при первых попытках его получения образуется смесь разных форм, но вскоре устанавливается единая форма – даже в лабораториях, осуществляющих кристаллизацию впервые. Второй, морфологический: развитие зародыша объясняют через последовательную смену морфогенетических полей. Про эти поля можно рассказать в терминах физики (излучений, концентраций веществ). Шелдрейк объясняет морфогенез как реализацию памяти вида. Третий, этологический: если животные чему–то научились, то этот навык быстро передается необученным – даже при полном отсутствии контактов. Так, известно, что голубые синицы в 1920–1930–е годы научились открывать молочные бутылки. Они живут три года и мигрируют всего на три мили, однако семилетний перерыв производства (во время войны) бутылочного молока не помешал всей голландской популяции вновь овладеть этим умением всего за год. Четвертый, социально–психологический: феномен «коллективного бессознательного» (так швейцарский психолог Карл Юнг называл господствующие в обществе неосознанные «архетипы», т.е. образцы мышления) является памятью общества не в переносном, а в прямом смысле. Ярким образцом социального архетипа служит для Шелдрейка дарвинизм. (Действительно, он распространился в европейском сознании почти мгновенно и стал восприниматься почти всеми на уровне бессознательного.)

«Нельзя сказать, что морфическое поле выдумано Шелдрейком – нет, оно в каком–то смысле заимствовано из современной физики: среди физиков зреет убеждение, что мир – не столько набор тел, сколько взаимодействие полей». (3)

«Поля более фундаментальны, чем материя, они – области влияния в пространстве и времени. Их природа напоминает модификации в пространстве больше, чем что–либо, истекающее из материи или творимое ею». (4)

Гипотеза Шелдрейка дает нам понимание того, каким образом действия отдельных индивидуумов могут изменить весь вид, – даже если они выполняют эти действия поодиночке и независимо друг от друга.

В нашем случае теория Шелдрейка объясняет, каким образом могут произойти фундаментальные (или архетипические) изменения в человеческой психике. Согласно теории Шелдрейка, люди, настроенные на поля систем, к которым они имеют отношение, посредством морфического резонанса, испытывают влияние происходящих в них изменений.

      1. «Практика семейной расстановки» Руперт Шелдрейк.
      2. «Новая наука жизни: гипотеза формообразующей причинности» (1981) Руперт Шелдрейк.
      3. «Суперсила» Девисс.
      4. Sheldrake R. «Habits of Nature». // One Earth. 1988, N 3, c. 30

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Для записи на расстановку
заполните форму

Инструкция по использованию Расстановок. Техники. Упражнения.